Как слабослышащие люди работают курьерами: опыт «Самоката»

Как и многим другим людям с инвалидностью, слабослышащим в России непросто найти работу. Но отдельные компании оказываются готовы сотрудничать с ними. «Афиша Daily» рассказывает, как в Новосибирске работает даркстор «Самоката» с девятью слабослышащими курьерами. Спойлер: они нашли способ общаться с клиентами и учат коллег жестовому языку.

Марина Банова
Руководительница даркстора
Я начала работать в «Самокате» в 2020 году — тогда компания только пришла в Новосибирск. Мой даркстор
был в числе первых в городе. Мы начинали с трех курьеров-партнеров, а сейчас в команде 50 человек. Девять из них — слабослышащие. Первые слабослышащие пришли на стажировку летом прошлого года — это были Саша и Максим. Это, конечно, был новый опыт для нас. Я позвонила супервайзеру посоветоваться: слабослышащие ребята впервые были в нашем коллективе, да еще и двое сразу. Он сказал: не переживай, опыт у ребят уже есть, ты справишься. И вот парни пришли: я думала, они просто плохо слышат, а они оказались глухими с рождения, общаются только на языке жестов.

Мы не разрешаем курьерам работать даже в наушниках: они передвигаются по городу на велосипеде, всякие могут быть ситуации. Было очень много опасений. Но мне помог один курьер, он немного знал язык жестов. Оказалось, что ребята очень крутые: они умеют читать по губам и в целом неплохо понимают, что ты пытаешься им сказать. Они ничего не боялись и начали работать, как и все. Иногда они даже лучше замечают какие‑то моменты, так как у них очень хорошо развито зрительное восприятие.

В плане общения с клиентами мы тоже быстро нашли выход. У нас есть рабочие группы и чаты. Когда ребята подъезжают, то скидывают нам номер заказа и адрес. И если необходимо, мы связываемся с пользователями сами. Иногда ребята просят меня отвечать на звонки. Больше работа слабослышащих курьеров ничем не отличается от работы остальных. Я слежу за их статистикой, и у них все отлично, они — находка.

Сложнее всего было обучить первых, а потом мы закрепляли за стажерами опытного слабослышащего курьера, и они помогали друг другу. Первые ребята нашли нас сами, а после уже приходили их друзья.

Другие члены нашей команды начали изучать язык жестов, им стало интересно. У нас в дарксторе висит плакат с дактилем. Но выучить — это одно, а показать — другое. Есть же не только азбука, но и специфические жесты, которые обозначают целые слова или предложения. Например, «приятного аппетита» — это два жеста. Мы стараемся, уже много чего знаем и можем понять и объяснить. Одна девочка-курьер до этого изучала дактиль — это ее хобби. Случайно попала к нам и очень рада — теперь ей есть с кем тренироваться.

Новые ребята вливаются коллектив очень быстро, хотя приходят к нам абсолютно разные люди: у меня были стеснительные курьеры, которые даже в глаза боялись смотреть. Но здесь они развиваются, становятся сплоченной командой, ходят вместе в кино и на тренировки. Мы рады всем и принимаем людей такими, какие они есть.

Александр
23 года, слабослышащий курьер
Раньше я работал столяром, но доволен не был, доход был нестабильный. Увидел, что многие становятся курьерами, но опасался, что у меня не получится. Меня поддержал друг, и вот уже больше года я доставляю заказы и очень доволен.

Сначала немного боялся сложностей в коммуникации, но сейчас вижу: все можно решить. Например, можно писать на бумажке или в телефоне. Конечно, не все всегда гладко. Например, иногда я звоню в домофон, там что‑то говорят, а я не слышу. Или клиент не уточняет в комментариях, где находится вход. В таком случае я пишу менеджеру, она звонит клиенту и помогает мне.

Когда я только устроился, мы с командой мало общались, только по работе: кто, куда, какой заказ. Но когда все начали учить жестовый язык, барьер пропал, теперь я могу поболтать с ребятами о чем угодно.

Михаил
20 лет, курьер со здоровым слухом
После армии мне нужна была хорошая работа, и в конце прошлого года я попал сюда. Мне нравится делать жизнь людей комфортнее, а еще я люблю кататься на велосипеде. Конечно, были опасения: а вдруг я не смогу подружиться с коллективом, например? Но как только я всех увидел, то был приятно удивлен. Все смеются, общаются — это было очень круто! Первый рабочий день оставил кучу положительных эмоций.

Сначала я боялся, не знал, как понимать и объясняться со слабослышащими коллегами. Но довольно быстро страх сам по себе пропал. Сейчас мы общаемся постоянно: мы один коллектив и должны быть вместе, а не делиться на компании. Я тоже начал изучать язык жестов, пока на начальном этапе — учу алфавит и некоторые слова, которые мне объясняют ребята. Это мой первый подобный опыт.

Евгений
27 лет, товаровед со здоровым слухом
Многие слабослышащие ребята с нами уже больше года. Когда они пришли в команду, отношение было отличное, тем более они всегда работают на совесть. Страха общения с ними у меня не было, все-таки есть смартфоны, ноутбуки, так что всегда можно написать. Они быстро влились к коллектив, помогло и то, что первые двое слабослышащих курьеров пришли вместе. Каждый день мы общаемся: по работе и на отвлеченные темы.

Я решил выучить азы жестового языка, чтобы понимать ребят, доносить им свои мысли, объяснять нюансы работы. Заодно узнаю что‑то новое для себя. Раньше мне не доводилось работать с ребятами с нарушением слуха. Я бы всем посоветовал относиться к ним как к обычным людям. Они ничем не отличаются от нас.

Григорий
27 лет, слабослышащий курьер
Начать сотрудничать с «Самокатом» мне посоветовали друзья. Теперь я бы сам посоветовал ребятам со слабым слухом обратить внимание на этот вариант, им порой очень тяжело найти достойную работу. Сейчас я не сталкиваюсь с трудностями и рад, что у нас такая классная и отзывчивая команда, мы всегда помогаем друг другу. С другими ребятами я общаюсь по возможности, стараюсь обучать их жестовому языку.

Максим
28 лет, слабослышащий курьер
Мой глухой друг сотрудничал с «Самокатом» и много мне о нем рассказывал. Я тоже хотел попробовать, но переживал, что меня не возьмут. Спасибо Марине, что поверила в меня. Конечно, бывают сложности: когда клиент не указывает номер квартиры, домофон не работает, а я не могу позвонить, потому что не слышу, — но это решаемо. В том числе благодаря коллегам. Мне нравится учить ребят жестовому языку, стараюсь объяснять все максимально четко и ясно, чтобы при общении у них не было сомнений и страхов.

Алика
19 лет, слабослышащий курьер
Здесь я уже год, а до этого вечно подрабатывала: фасовщиком, поваром, раздавала листовки или занималась офисными архивами. Но постоянной работы не было.

Когда я пришла, коллеги и директор отнеслись ко мне с понимаем. Я не боялась, мне было интересно надеть на себя рюкзак и кататься, выполняя заказы. Чувствовала себя снеговиком!

Сложности бывают, когда нужно связаться с клиентом. Я стараюсь звонить сама, чтобы лишний раз не писать товароведу, хотя они всегда помогают, если попросить. Иногда не понимаю речь по телефону, особенно сложные, длинные предложения. А так проблем нет.

Я общаюсь со всеми коллегами, приятно наблюдать, как они учатся и пробуют говорить с нами на жестовом языке, спрашивают, как показать то или это. Абсолютно все уже знают жесты «Привет», «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Приятного аппетита». Мне кажется, если коллеги готовы пойти тебе навстречу, то никаких преград не будет: все получится и со всем можно справиться. Мы сильные.

Работа в Самокат.
Официальный партнёр ООО “Московская cлужба сервиса”
+79950111521
+79095327600
@ValentinUstinov Телеграм
vau777@list.ru